Добро пожаловать на социальную сеть Этэрбэс! 

Пройди регистрацию и начинай общаться, делай посты, истории, создавай группы или вступай и обсуждай. Заказывайте машину, и вас увидят все машины в радиусе 10 км.

Художник, рисующий свет темными красками 

Художник, рисующий свет темными красками 

Наконец-то сходила на новый фильм “Чума” Дмитрия Давыдова. До этого смотрела его фильмы “Костер на ветру”, “Нет Бога кроме меня” и “Пугало”.

Первой из работ режиссера, которую я увидела на большом экране, был фильм “Пугало”. Первое впечатление было отрицательное: “Да как это так, это не правда! Мы не такие!”. Мы же привыкли воспринимать историю на киноэкране прямо, без отсылок и иносказаний, привыкли глотать разжеванные истории.

Позже, сняв с себя настроения толпы, вдруг у себя начинаю спрашивать:

“А почему мы сделали умозаключение, что Давыдов снимает фильм о якутах?”.

Ну, Отелло – ревнивец, и что из этого, все негры душегубы? Король Лир сошел с ума, и все англичане сумасшедшие? Постойте, фильм “Пугало” – это же не история про нас, а общечеловеческая история, фильм-притча. А актеры саха, село Амга – это всего лишь инструменты передачи творческого замысла автора. Жил бы Давыдов в какой-нибудь деревне Овсище средней полосы России, то снимал бы в своих фильмах на массовке мужиков да баб из этой деревни, штучно привлекая артистов из регионального театра. Но он живет и родился в Амге! И к счастью, потому что он вносит более чем серьезный вклад в развитие и имидж якутского кино.

Итак, фильм “Чума”.

Мне кажется, Дмитрий боготворит женщин. Женщины у него ассоциируются с духовностью. Во всех фильмах Дмитрия Давыдова идет четкая линия – без женщин, т.е. духовности, мир становится черно-белым, мрачным. По сути, и Любовь Борисова (“Не хороните меня без Ивана”), и Дмитрий Давыдов снимают одну и ту же тему – про духовность. Только у Любовь палитра в светлых тонах, а у Дмитрия в темных. Вот в чем их разница как художников.

“Костер на ветру” – одинокий мужчина, вдовец, единственный сын (ребенок – это самое дорогое, что есть на свете у каждого человека) по неосторожности убивает своего друга и кончает жизнь самоубийством в тюрьме. Несмотря на все испытания и лишения, у главного героя есть вера в Бога. На углу стоит икона, и он каждый день молится как умеет. Благодаря вере он до конца остается человеком. После того, как он перестает делить жизнь на справедливость и на несправедливость, в его жизнь входит настоящая женщина – настоящая духовность.

А вот его односельчанин, который тоже лишился единственного сына, с горя, без веры теряет человеческий облик. В конце сам становится убийцей. Главный акцент в этом фильме – икона, символ веры, силы веры, которая не дает упасть духом. Опять же идет тема духовности. Женщина, когда погибает главный герой, берет из его дома только икону. Символ: женщина – вера и духовность.

В своих фильмах Давыдов показывает, как в нашем мире не хватает всепрощающей, всеобъемлющей, спасительной материнской любви – духовности. В его картинах “Пугало”, “Нет Бога кроме меня” есть персонажи женщин, но они убогие, несчастные, притесненные и обделенные. Патриархальный мир жесток и суров, он безжалостно подавляет и топчет ногами духовность (мужчины пинают целительницу в “Пугало”). А страдающая потерей памяти мать главного героя в фильме “Нет Бога кроме меня” опять же ведет нас к диалогу о вере и духовных поисках.

Мир без Матери уродлив, никто не заменит ее ласку, любовь, красоту. Патриархальный мир строится на силе и деньгах, жалость, доброта считаются признаком слабости, эмоции подавлены. В фильме “Чума” режиссер опять же показывает мир без женщин, без матери, без духовности. Он черно-белый, несчастный до отчаяния.

Мир самцов признает только силу, это их природа, они постоянно конкурируют друг с другом. Сила есть – ты лидер, нет силы – ты не лидер. От тебя быстро отвернутся. “Король умер, да здравствует король!”. Тут можно провести параллель с “Дьикти саас” Далана, там главный герой Кеша тоже завидует другу из-за его отца. Вот бы иметь такого отца!

Давыдов как учитель начальных классов профессионально тонко и точно показал психологию детей. Юные актеры сыграли просто великолепно! Мне порой кажется, что у большинства саха в генах течет кровь сказителей олонхо, запевал осуохайа и тойук. Поэтому воображение и артистизм в крови. Якутские дети, которые снимаются в фильмах, до того талантливы, что просто захватывает дух. Как можно так красноречиво молчать? Без единого звука, слова передать эмоции героев? Просто удивительно!

Что касается названия фильма “Чума”, то, по-моему, режиссер хотел сказать, что бездуховность как эпидемия чумы распространилась по всему миру.

…А ведь мама где-то есть, и она ищет своего сына. И есть надежда, что, повзрослев, он сам найдет ее. Новое поколение найдет духовность и построит новый гармоничный мир, где у жизни появятся новые яркие краски.

***

Туйаара НУТЧИНА,
Aartyk.Ru

Фото minkult.sakha.gov.ru


Источник: Аартык
Поделиться:
07:50
13
Нет комментариев. Ваш будет первым!


Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.