Основательница «Гулуна» впервые прокомментировала свой уход с театра КМНС
Любовь Никитина: У меня есть еще творческие силы
В этом году исполнилось 33 года ансамблю «Гулун» и 10 лет Театру коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Эти два уникальных коллектива стали возможны благодаря их основателю Любови Алексеевны Никитиной.
За годы своего существования «Гулун» завоевал славу самобытного и уникального ансамбля республики. Каждый танец коллектива — это настоящий шедевр фольклорного творчества народов Севера, который отражает историю и характер каждого народа в отдельности. Театр народов Севера Якутии за десять лет под руководством Любови Алексеевны представил зрителям 15 спектаклей и множество театрализованных представлений на языках народов Севера. Эти постановки были отмечены многочисленными наградами на всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.
Сегодня ансамбль «Гулун» и Театр народов Севера Якутии стали визитными карточками нашей республики. Ни одно масштабное мероприятие в Якутии не обходится без этих коллективов, и в этом огромная заслуга Любови Алексеевны Никитиной и ее многолетнего труда.
— Любовь Алексеевна, для начала расскажите немного о себе: откуда родом, где выросли, кто ваши родители?
— Я родилась в маленьком селе Боронук Верхоянского района. Мой отец родом из Булунского улуса и считал себя ламутом, но я думаю, что он был тюгясирским эвеном. Мать родилась в селе Осохтох Верхоянского района, где вместе выросли как родственницы и подруги с Дарьей Андреевной Томской (Чайка Даарыйа), известной сказительницей Олонхо. В 1973 году окончила Верхоянскую среднюю школу и после окончания школы два года поработала заведующей сельским клубом села Боронук.
— Почему вы решили заняться танцами?
— Я всегда любила петь и поступила в Якутское культурно-просветительское училище на дирижерско-хоровое отделение. Однако судьба распорядилась иначе, и я перевелась на хореографическое отделение.
— Как рождались танцевальные номера?
— Под впечатлением от родной природы. Любовь к природе мне привили родители. Отец всегда рассказывал и комментировал всё, что происходит в природе: как плывут облака, давал характеристику каждому дереву. А я с детства любила наблюдать за всеми явлениями в природе — за её пробуждением, за прилетом птиц. Вся наша семья много времени проводила на природе: на сенокосе, по ягоды, на охоте и рыбалке. Я всё больше и больше подражала движениям животных, насекомых и птиц… И эти воспоминания детства стали основой для моих танцев.
— Есть ли у вас кумиры, может быть, учителя, которые сыграли в вашей жизни большую роль?
— Я счастливый человек, потому что училась у Аксиньи Васильевны Посельской, у Льва Иосифовича Голубь. Очень тесно сотрудничала с таким маститым знатоком якутского танца как Александра Николаевна Мохотчунова. В дальнейшем по работе я познакомилась со многими носителями и хореографами северных улусов. И очень горжусь тем, что была очень близко знакома, советовалась с такими именитыми хореографами: Марией Жорницкой, Татьяной Петровой-Бытовой, Александром Гилем, Екатериной Рыльтынеуд, Сергеем Кевевтегиным. Этот список можно долго продолжать. Благодаря таким людям я много узнала о фольклоре, этнографии и танцах народов Севера. Этим людям я очень благодарна. Спасибо моей судьбе за это.
— Вы основатель народного ансамбля танца народов Севера «Гулун» и Театра народов Севера Якутии. Расскажите, как создавались эти коллективы?
— После окончания культурно-просветительского училища я поступила в Восточно-Сибирский государственный институт в Улан-Удэ. После учебы мне посчастливилось работать в знаменитом ансамбле «Сарыал». В 1987 году Надежда Семеновна Толбонова пригласила меня работать в Едино-Научный Методический центр Министерства культуры. В 1990 году меня назначили заведующей отдела фольклора народов Севера. И тогда я сразу начала собирать танцевальный коллектив как творческую лабораторию, который потом перерос в народный ансамбль танца «Гулун». С тех пор я постоянно ставила перед правительством Якутии вопрос о присвоении статуса государственного танцевальному коллективу народов Севера «Гулун». Мой проект поддержали мои сородичи, и на каждом съезде народов Севера предлагали включать его в резолюцию.
И вот, наконец, в марте 2013 года на пятом съезде Ассоциации коренных народов Севера Якутии глава республики Егор Афанасьевич Борисов пообещал создать театр КМНС. Мы долго ждали указа президента, но как-то всё затихло. Через год, в мае 2014 года моя дочь Ева позвонила и сказала, что намечена встреча студентов центрвузов в Москве (она в то время там заканчивала учебу) с Борисовым. Она спросила, как у нас дела с созданием театра, и можно ли ей задать вопрос, на каком уровне находится его решение? Я дала согласие.
На вопрос дочери Егор Афанасьевич ответил так: «Очень интересный вопрос задали. Обычно при каждой встрече со студентами вопросы касаются в основном о стипендии, проезде… Очень похвально, что интересуетесь судьбой народов Севера». Там же при всех он дал задание сегодня же решить этот вопрос и был удивлен, что он до сих пор не урегулирован. В тот же день мне позвонила Феодосия Габышева, тогда заместитель председатель правительства республики, и сказала, чтобы я подготовила все необходимые документы. А ведь у меня на тот момент были уже опущены руки, но благодаря дочери лед тронулся. За что я очень ей благодарна.
— Для вашей дочери Евы хореография тоже стала делом её жизни. Расскажите, когда вы её привели к танцам? Можно сказать, что она с молоком матери впитала вашу любовь к хореографии?
— Будучи беременной дочерью, я поставила танец для примы-балерины Театра оперы и балета Оксаны Абрамовой для участия в масштабном конкурсе. Поэтому, можно сказать, Ева начала танцевать ещё в утробе. Так как у нас не было садика, она всегда была моим хвостиком. И зимой, и летом я возила её с собой повсюду: и в театры, и на репетиции, и на концерты. С трёх лет уже танцевала на сцене с «Гулун». Но я никогда не хотела, чтобы она работала в сфере искусства. Потому что знала, что это очень трудная в эмоциональном плане работа. Всегда есть конкуренция и зависть. Всё время держать высокую планку — это очень тяжело. Поэтому я была очень рада, когда она пошла в пятом классе в физико-математическую школу, а затем поступила в Национальный исследовательский технологический университет МИСИС. Но вопреки всему она решила быть артистом и помогать мне. В «Гулун» и в Театре Ева была ведущей артисткой и не потому, что она моя дочь, а потому, что действительно талантлива. Когда я ушла из Театра, она тоже уволилась. И сейчас Ева востребована, снимается в кино, в рекламе, руководит студенческим ансамблем «Северное сияние». Она моя поддержка и опора.
— Не могу не задать вопрос о ситуации, сложившейся в Театре народов Севера, когда вы в начале этого года были вынуждены оставить своё детище. Почему это произошло?
— Признаться, не хотелось бы об этом говорить… Недавно по телевизору повторно показали интервью с директором Театра Василием Слепцовым. И когда ведущий спросил об основателе и создателе театра, он не ответил, а стал говорить об указе президента (распоряжение главы РС(Я) о Театре КМНС от 23.05.2014г, — прим.ред). После передачи я подумала: «Вот так историю могут менять». Я действительно была вынуждена уйти из театра. Мне тогда показалось, что мой уход был спонтанным, но, как оказалось, интрига велась давно. Я не в обиде на весь коллектив, но и не хочу в этом разбираться. Я считала себя матерью этого коллектива, но получить удар от ребёнка — это очень больно. Пусть всё остаётся на их совести, бог им судья.
— Если бы вас сейчас пригласили вернуться в Театр народов Севера, вы бы вернулись?
— При нынешнем руководстве Театра — нет, не смогу там работать.
— Чем вы сейчас занимаетесь? Есть творческие проекты, планы?
— Да, у меня есть ещё творческие силы. Хочу воссоздать «Гулун», ведь Театр народов Севера был сформирован на основе народного ансамбля. Придётся начинать всё с начала, как 33 года назад, нет ни помещения, ни штатных единиц… Конечно, с годами трудно начинать всё с нуля, но я не могу без работы, без творчества. Хочу спасти своё детище, свой «Гулун», потому что есть много молодёжи, которая желает танцевать. Могла бы параллельно помогать своим сородичам, участвовать в постановках национальных праздников «Бакалдын», «Эвинэк», «Шахадьибэ», «Килвэй», международного дня коренных народов мира… Пока есть здоровье и творческое вдохновение буду прилагать все силы, чтобы культура наших народов не исчезла, а сохранялась и развивалась.
— Спасибо за беседу, Любовь Алексеевна. Желаю вам неиссякаемого творческого вдохновения и пусть Вас всегда окружают единомышленники, замечательные и добрые люди!
Фото: предоставлено Л. Никитиной Источник: Ирина Курилова, «Илкэн»Источник: SakhaLife