БЕКБОЛАТ ШЕКЕРОВ: НЕТ ФЕНОМЕНА ЯКУТСКОГО КИНО
Пару лет назад в якутских СМИ была информация о том, что кинокомпании «Казахфильм» и «Сахафильм» подписали соглашение о сотрудничестве. И это отличный повод наведаться в одну из старейших киностудий во всём постсоветском пространстве.
Быть в г. Алматы и не посетить столь культовое заведение, попутно не поинтересоваться из уст казахской стороны, насколько выполняются условия соглашения – непростительное упущение для журналиста.
Со мной любезно согласился встретиться известный в Казахстане кинодраматург, режиссер Бекболат Шекеров. Он выпускник ВГИК, в одно время учился с нашим не менее известным оператором Семеном Аманатовым.
Фильмография Шекерова: “Секер” (2009 г.), “Однажды в багажнике” (2010 г.), “Жас Улан” (сериал, 2010 г.), “Встречная проверка” (2012 г.), “Лето 1941 года” (2022 г.), “Рассвет Великой степи” (2022 г.).
Как выяснилось, Бекболат дважды побывал в Якутске. В 2023 году в качестве члена жюри III республиканского фестиваля короткометражных фильмов “Республика кино” и этим летом посетил наш национальный праздник Ысыах.
Давайте предоставим ему слово:
– Я слежу за работой якутских коллег. Все говорят о феномене якутского кино, но я хочу сказать, что это понятие давно устарело. В якутском кинопроизводстве давно наблюдается устойчивый рост и уже пора перестать говорить о нём как о феномене – редком явлении.
В Якутии в год снимается около двадцати фильмов и это при населении менее миллиона человек. С 2015 года половина всех российских фильмов, снятых за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, производится в Якутии. Система проката централизована, компьютеризована, кассовый сбор от 100 млн рублей в год. Какой это феномен? Это уже устойчивое масштабное производство. При этом сила якутского кино заключается в том, что якутское кино опирается на народные традиции, меня это очень впечатляет. Якутское кино максимально использует народный фольклор, и это сразу отражается в кино.
– Тенгрианство сохранилось у нас по остаточному принципу. Можно сказать, сохранились только его отголоски. И вот что странно, когда я этим летом побывал на вашем национальном празднике Ысыах, во мне проснулась генетическая память. За всё время проведения алгыс – обряда благословения я ощущал прилив горячей крови в ладонях вплоть до кончиков пальцев. Это такое приятное и сильное ощущение – единение с природой, братским народом, голосом алгысчыта. Даже теперь, когда вспоминаю, у меня мурашки по коже. Что это, если не генетическая память?
– Ваш Ысыах и наш Наурыз чем-то похожи. Наш проводится в день весеннего равноденствия, ваш летнего. Оба праздника не ограничиваются одним днем. Гостей угощаем кумысом, молодые люди соревнуются в силе и ловкости, не утихают песни и танцы. Но ваш Ысыах проводится более масштабно, за один день всё не посмотришь, а там столько интересного! Это надо каждый год приезжать, смотреть и впитывать.
– Наши исконно казахские обычаи поглощены исламом. Но кое-какие элементы древних обрядов все же сохранились. Например, когда создается новая семья, после обряда благословения в мечети мы приходим домой и проводим ритуал для молодоженов: в очаг, в костер подливаем масла, чтобы новый очаг молодоженов не угасал. Получается, что у нас уникальный симбиоз ислама с тенгрианством. А что надо, чтобы восстановить свои древние обычаи? Надо ездить к своим соседям, братским народам, перенимать то, что они сохранили.
– Ислам относительно других конфессий – молодая религия. Но на территории Казахстана она не распространялась одновременно и повсеместно. Да, к нам ходили из Ближнего Востока муллы, пропагандировали свою веру, но не было такого, чтобы все казахи поголовно приняли его. Кто-то принимал, кто-то оставался равнодушным. Как ни странно, ислам активно стал насаждаться с приходом русских. Вот они через татарских муфтиев убедили почти весь народ. Принцип разделяй и властвуй.
– Моя версия истории народа саха звучит немного наивно и фантастически, но, кто знает, может, я интуитивно где-то прав. Когда распалась Тюркская империя, вашему роду – народу саха была поставлена задача пойти на север и сохранить тюркский язык, тюркскую культуру в первозданном виде. Тюркские народы делили территорию на два крыла и правили одновременно и в правом, и в левом крыле. Это отражено даже в истории казахского ханства XV века. Хан Керей правил на юге, а его брат, друг, соратник Жаныбек на западе.
– У башкиров сохранилась легенда, где рассказывается о набеге казахов к башкирам. Казахи хотели увезти в плен семь башкирских невест. Девушки, не желая пропасть в плену, бежали и спрыгнули все с обрыва в озеро. Все погибли. И так было постоянно, башкиры угоняли у казахов скот, уводили в плен девушек, но и казахи, в свою очередь, нападали и угоняли девушек и отбирали скот. А современные башкиры поставили этим семерым девушкам памятник. Это я к тому, если бы вас кто-то выгнал, это бы сохранилось в устном народном творчестве, в легендах, преданиях. А такой темы у вас нет. То есть в вашем фольклоре не отражены какие-то знаковые страшные события, о том, что вас выгнали. Если бы вы ушли в результате каких-то войн или междоусобиц, это обязательно отразилось бы в вашем фольклоре.
– У меня есть еще одна версия вашего ухода на север. У нас есть древняя легенда о любви «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», согласно которой у двух друзей одновременно рождаются дети: у одного сын, у второго дочь. И новоиспеченные отцы договариваются о том, что, когда дети вырастут, они их поженят. Но один из друзей умирает, и его семья беднеет. А второй уже не хочет выдавать свою дочь за бедного парня. И чтобы люди не осуждали его, что он нарушил договор, со своей семьей уходит на берег реки Улендi (Лена). Таким образом он и свое имя сохраняет, и дочери не дает выйти замуж за бедного, то есть не дает обеднеть своему потомству. И эта легенда вполне может быть о ваших предках.
– Якутск маленький, компактный город, в нём невозможно заблудиться, но мне это удалось. Это было зимой. Проснулся я как-то утром рано, обычно за мной машина приезжала, но в тот день мне захотелось пройтись пешком, ощутить каково это, ходить при -50? Туман, мороз, я добрел до какого-то магазина. Зашел, согрелся, а когда вышел, туман уже рассеялся, и всё вокруг изменилось. Солнышко светит, ясное безоблачное небо, дома откуда-то выросли, улицы появились. В тумане я ориентировался как будто где-то на природе, в лесу, а на солнечном свету вдруг увидел перед собой город. Я получил легкий шок. Не знал, куда идти. Гостиницу нашел, благодаря прохожим.
– Все знают про белые ночи Петербурга. А этим летом я узнал, что и в Якутии такие же белые ночи. Это, бесспорно, красиво, я друзьям своим отправлял фотки ночного Якутска. Но мешает спать. Приходил в номер ночью и первым делом закрывал шторы. Для не привыкшего человека это довольно серьезное испытание.
– Казахское кино развивается семимильными шагами. Мы на 90% выдавили с проката голливудские и российские фильмы. На наших площадках много снимают кыргызы, у нас есть совместные казахско-кыргызские проекты. Что касается казахско-якутского соглашения, то оно работает. Когда у нас был показ якутских фильмов, пришло очень много народа. Зрители увидели в ваших фильмах забытое родное или узнаваемое новое.
– С якутскими коллегами вынашиваем идею создания художественного фильма, который будет основан на наших общетюркских древних традициях, но это будет история не о прошлом, а о будущем, как бы предостережением будущему поколению.
– Якутия – удивительная страна и мне хочется узнать все больше и больше о ней. Я хочу не только возвращаться в Якутск, но и увидеть своими глазами быт простых селян, как они живут. Согласитесь, обычаи и традиции больше сохраняются на периферии.
– У меня много друзей из Якутии и с вашим появлением на одного якутского друга стало больше.
***
Беседовала Анжелика МОТОСОВА,
Aartyk.Ru
Источник: Аартык