Бриллиантовый мост Якутии: ожидание и реальность
Проект моста скорректировали и удешевили. За счет безопасности якутян?
Сейчас проект строительства моста через Лену, вместо строительства эстакад, предусматривает насыпь почти по всей пойме правого берега Лены. Причем предусмотренная насыпь будет меньше, чем рассчитывали и испытывали проектировщики. То есть уровень воды, которую она сможет выдержать, становится меньше. А раз резко сократилась длина эстакад, соответственно, уменьшилось место для пропуска воды и льда в половодье. Сам фундаменты опор оставшейся эстакады стали значительно слабее. И так далее.
Раньше, по результатам испытаний в Государственном гидрологическом институте, власти Якутии утверждали, что без эстакад никак не обойтись. Цитирую РБК:
«Если же вместо эстакады полностью или частично засыпать пойму реки, то это может нарушить экосистему, привести к изменению русла реки, из-за чего могут быть затоплены населенные пункты. Новые технические решения обеспечивают беспрепятственное прохождение весеннего ледохода и исключают риски затопления населенных пунктов».
Зато сейчас строители из ВИСа и Айсен Николаев уверяют нас, что ничего страшного не случилось – водопропускная способность отверстий моста сохранилась в прежнем объеме. Ну, правильно, ведь пропускную способность можно считать не только в ширину пролетов, но и вверх на высоту эстакад. А то что «верх» – это высокий уровень воды, а значит и большая площадь затопления – про то можно и умолчать. Ну, утопит выше крыши Павловск, Табагу и все села в долине Туймаада выше моста – подумаешь делов-то. В первый раз что ли. Мелочь.
Да и на русло Лены особо тоже не нужно заморачиваться. Мало ли что там ученые в своих институтах напридумывали – нам тут из ДП-1 и офиса ВИСа виднее. Нечего им в своих моделях ковыряться.
Ну а теперь представьте себе, уважаемые читатели, что мост в таком ослабленном варианте построен. И пришла большая вода. А бомбить и взрывать, как обычно, у моста не будешь. И под напором воды он рухнул. И весь, сдерживаемый теми насыпями, поток воды разом пошел на Якутск? Что будет с городом?
Это в самом худшем варианте. А как быть с надвигающимися регулярными затоплениями сел и прогнозируемом изменении русла Лены в районе моста? Что с эти делать будем? Или наш Айсен Николаев об этом вообще думать не хочет?
И это не считая так и оставшиеся без ответа вопросы по поводу обледенения вант. В России и дружественных странах ванты для моста требуемых параметров серийно не производят, значит будет предложен какой-то экспериментальный образец. А чем заканчиваются просчеты с выбором вант хорошо показала история с обледенением вант моста на о. Русский во Владивостоке. Напомним, тогда пришлось закрыть проезд по мосту и ждать пока погода изменится. В Якутии же климат намного суровее, ванты будут испытывать большие нагрузки и как будет решаться вопрос собледенением так и остался неизвестным широкой общественности. Строители просто пообещали, что все будет нормально. А будет ли?
Почему, меняя проект после проведения испытаний, строители и Айсен Николаев не рассказывает якутянам, чем грозят эти корректировки проекта? Почему вновь не проводятся модельные испытания по измененной модели моста?
Давайте грубо посчитаем, во сколько же обойдутся народу Якутии полная стоимость строительства и эксплуатация моста через Лену на текущих условиях концессионного соглашения и существующих финансовых условиях. Стоимость самого строительства моста, как нам сообщили, оценили в 132 млрд.руб. И это оценка прошлого года только стоимость самого строительства. А если считать всю стоимость концессии? Во сколько это обойдется бюджету и народу Якутии?
Напомним, согласно концессионному соглашению, строительство автомобильного моста – это чисто республиканский проект, к которому федеральные власти никакого отношения не имеют и который подписан властями Якутии и группой ВИС. Соответственно, плательщиком выступает только и исключительно Республика Саха (Якутия), именно республика несет полностью все финансовые обязательства. Федеральный бюджет может только лишь оказать посильную помощь в размере, который сочтет нужным. Без железнодорожной составляющей Москва не видит в этом проекте экономического смысла, о чем прямо заявила Счетная Палата России.
Все. Точка.
Заплатим «инвестору»
“Средства частного инвестора” в концессионном соглашении по строительству моста – это эфимизм, фикция. Согласно концессии группа ВИС берет, фактически под гарантии Якутии, в Сбербанке большой кредит, который и называется “средства частного инвестора”. Затем этот кредит, вместе с процентами, погашается за счет республиканского бюджета.
Поэтому весь проект строительства моста через Лену (концессия) разбит на три составляющих – стоимость самого строительства, инвестиционный платеж (за счет которого погашается долг ВИСа перед банком) и эксплуатационный платеж (стоимость обслуживания моста). То есть не вложив ни копейки собственных средств, ВИС зарабатывает на концессии дважды – первый раз на стадии строительства, второй раз уже на стадии эксплуатации. Вот такой «частный инвестор», который не вкладывает своих денег, гарантированно закрывает кредит и вдобавок еще получает прибыль.
Ранее в официальных документах и заявлениях везде указывается стоимость моста без НДС – 63,9 млрд.руб. и с НДС и накладными расходами – 83,4 млрд.руб. И это правильно – у концессий по закону есть льготы по НДС и потому немного другой порядок уплаты.
Поэтому сразу возникает первый вопрос: 132 млрд руб. – это с НДС или без НДС? Цена вопроса несколько десятков млрд.руб. вдобавок к 132 млрд.руб. Если что, то НДС придется уплачивать из республиканского бюджета. Вопрос финансово достаточно весомый и потому очень важный.
Второй аспект – инвестиционный платеж. Напомним, согласно соглашению:
«Инвестиционный платеж означает сумму Инвестиций (привлеченных «Восьмой концессионной компанией» – прим. Ред.), а также расходов на обслуживание Инвестиций на этапах Создания и Эксплуатации, которые подлежат компенсации Концедентом с Даты начала выплаты возмещения».
Все рассчитывается по специальным формулам, оговоренным в концессионном соглашении, где основными элементами является стоимость строительства моста и ключевая ставка ЦБ России.
В старом проекте концессионер – ВИС – обязался взять в банке и вложить 28,9 млрд.руб., за что Якутия должна была выплатить ему 40,9 млрд.руб. (без НДС). Это погашение долга и уплата процентов. Проценты считались по максимальной ключевой ставке ЦБ России 6,5% на весь срок концессии – 20 лет.
Сейчас ситуация изменилась. Возьмем самый оптимистический сценарий, на который надеется Айсен Николаев: стоимость строительства – 132 млрд.руб., из которых 45 млрд.руб., дают федералы, 45 млрд.руб. – находит республика и 42 млрд. берет в долг ВИС (если согласится).
Теперь берем любой кредитный калькулятор, забиваем туда 42 млрд.руб. (“средств частного инвестора”), ставку 22,5% (ключевая ставка ЦБ 21% + 1,5% Сбербанка), срок кредитования по концессионному соглашению (20 лет), самые льготные условия и получаем сумму погашения долга и процентов – 134,78 млрд.руб. (без НДС?). Это что дает нам любой кредитный калькулятор.
Расчет довольно грубый, приблизительный, все нюансы подписанных соглашений под предлогом «коммерческой тайны» от нас тщательно скрывают, но он дает понимание порядка цифр. Кто хочет убедится в его верности, может пересчитать сам, на примере старых расчетов – они довольно близко сходятся.
Не забудем про эксплуатацию
А теперь вспоминаем про эксплуатационный платеж. Согласно концессионному соглашению:
«Эксплуатационный платеж означает сумму операционных и иных расходов Концессионера, включая расходы на подготовку к Эксплуатации, не входящих в состав Инвестиционного платежа, которые подлежат компенсации Концедентом на этапе Эксплуатации».
Он также рассчитывается по специальной формуле, привязанной к таблицам и индексу потребительских цен, то бишь к потребительской инфляции. По старым расчетам, за весь срок концессии Якутия должна была заплатить группе ВИС 25,3 млрд. руб. (без НДС) в ценах 2019 года – так прописано в соглашении.
Теперь смотрим, на момент заключения соглашения в 2020 году, инфляция составляла 4,9%, 2021 г. – 8,39%, 2022 г. – 11,92%, на 2023 г. ЦБ дал 7,5%. Нетрудно посчитать, что только по накопленной потребительской инфляции эксплуатационный платеж вырос до 34,6 млрд.руб. Без учета всего остального.
Проверить порядок цифр можно по простой пропорции – насколько вырос инвестиционный платеж, настолько же вырос и эксплуатационный с учетом удорожания строительства.
Сама стоимость строительства моста выросла от 2-х раз (без НДС) до 58,3% (если считать с НДС). Даже если брать по нижнему пределу без НДС, то сумма эксплуатационного платежа увеличивается уже до 54,8 млрд.руб. Это по самому нижнему оптимистичному варианту – не забываем, что мы страшные оптимисты, совсем как Айсен Сергеевич.
А теперь берем и с оптимизмом суммируем все цифры: республиканскую долю строительства – 45 млрд.руб., инвестиционный платеж – 134,78 млрд.руб. и эксплуатационный платеж – 54,8 млрд.руб. И получаем, что полная стоимость концессионного соглашения по строительству моста через Лену обойдется бюджету Якутии в 234,58 млрд руб. без учета ежегодной индексации!
Еще раз – по самым оптимистичным расчетам, при условии что федералы выплатят обещанный Айсеном Николаевым грант в размере 45 млрд. руб. и что сметная стоимость в процессе строительства не вырастет, республиканский бюджет заплатит ВИСу за концессию 234,58 млрд.руб. А если придется добавлять НДС, то сумма вырастет еще больше. И это без учета ежегодной индексации на величину индекса потребительских цен! То есть это сугубо расчетная, минимально возможная цифра по состоянию на сегодня. В процессе предусмотренной индексации она будет только расти. И всю сумму придется заплатить нам, якутянам.
Где будет дешевле – на мосту или на пароме?
Ну, и теперь мы плавно приходим к вопросу – а сколько же будет стоить проезд по этому «бриллиантовому» мосту при таких ценах на строительство и эксплуатацию?
Вопрос далеко не праздный. Например, максимальная стоимость проезда по Пуровскому мосту на Ямале обходится большегрузному дальнобойщику в 200 тыс.руб. в один конец независимо от загрузки – деньги берут по максимальной массе указанной в паспорте автомобиля. При этом сам мост длиной 1 км (Ленский мост – 4,6 км), стоимость строительства – 10 млрд.руб. (Ленский мост от 189,8 млрд руб. и до ….).
Согласно условиям соглашения, плату за проезд устанавливает концессионер, то есть ВИС, по своему усмотрению, не спрашивая мнения якутских властей – ему достаточно уведомить Якутск. Сейчас тарифы установлены на все без исключения транспортные средства: от легковушек до большегрузов и автобусов. При этом скидки не могут превышать 20% от максимального размера тарифа для определенной категории транспортного средства.
В свою очередь, наши власти могут лишь рекомендовать (то есть просить) установить тот или иной размер тарифа за проезд. Всё. На этом полномочия якутских властей в части регулирования тарифа заканчиваются.
Плата за проезд подлежит ежегодной индексации на величину индекса потребительских цен в этом году. В самом соглашении все предварительные тарифы рассчитаны исходя из цен 2015 года. На сайте проекта сказано:
«Тарифы за проезд будут установлены на момент ввода в эксплуатацию Объекта».
Всё.
***
Источник – @Авторский взгляд
Источник: Аартык