Дон Максим: Прямо физически почувствовал, что я теперь дома
Дон Максим
Максима Ноговицына, виолончелиста и дирижера, выпускника Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и Академии им. Маймонида, а также выпускника ВШМ, я так и прозвала — дон Максим. За то, что в конце минувшей недели он отдирижировал двумя спектаклями подряд с «донами» в названии — оперой «Дон Жуан» и балетом «Дон Кихот». Давеча оба спектакля с успехом прошли в Государственном театре оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона. А ведь это большая, если хотите, отвага, взяться за дирижерскую палочку, когда под нее, если не поют, то танцуют балет, а для тебя это дебют!..
В минувшем сезоне у Максима уже был опыт работы над «Дон Кихотом». А ныне он специально ходил в балетный класс на репетиции, где почерпнул для себя много интересного. И за кулисами первый вопрос, который он задал Анастасии Платоновой, блестяще станцевавшей Китри: «Не слишком ли я загнал темп?» — «Нормально», — одобрительно качнула головой красивая балерина.
Максиму это важно: он так набирается опыта. «Это большая удача, что в нашем городе есть прекрасный коллектив Филармонии и коллектив Театра оперы и балета. И мне очень повезло, что у меня есть возможность дирижировать и развиваться вместе с ними…».
Вот я и решила поговорить с молодым, чуточку за тридцать, дирижером — о его неожиданных открытиях, о том, как он, отработав четыре года артистом оркестра в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, вдруг решил учиться на дирижёра и, конечно, узнала, о чем он сегодня мечтает.
— Максим, какое впечатление осталось от балета «Дон Кихот»?
— У нас такая прекрасная балетная труппа! Просто потрясающе талантливая! Екатерине Лаврентьевне — поклон за таких солистов и артистов кардебалета.
— Согласна. Анастасия Платонова будто родилась, чтобы танцевать Китри — так легко порхает на сцене, и виртуозный Айтал Ефимов составил ей превосходную пару — приятно посмотреть. Валерий Аргунов, конечно, сразу приковал к себе все взоры, по залу пошёл шепоток: каков красавец! Невозможно сказать, что кто-то был невыразителен или не очень выразителен. Прекрасно танцевали друзья Базиля Павел Необутов и Айаал Сыромятников, подруги Китри Юлия Марина и Александра Ларева, повелительница Дриад Венера Федотова, ярким был цыганский танец Марии Евграфовой с Владимиром Даниловым, а уж какие славные были амурчики! Очень хороший спектакль!
Поправьте меня, если это не так: дирижировать балетом сложнее же, чем оперой?
— Я дирижировал «Дон Кихотом» в прошлом году, кстати, в это же время — 17 и 18 ноября. Для меня балет изначально сложен тем, что здесь нужно целиком и полностью принадлежать танцорам. Как дирижёр и музыкант ты буквально принадлежишь не себе, а тем, кто на сцене. Темпы, характер, — всё это передается оттуда, со сцены, а ты это считываешь и переносишь в музыку. И, конечно, весь этот огромный материал — на 3 часа — нужно держать в голове.
— Для чего же вы ходили в балетный класс?
— Непросто ходил, а старался побыть там как можно дольше, насколько позволяло и моё, и их время. Когда я только начинал в балете, мне было сложно оторваться от партитуры. Очень важно задать правильный темп, а после понять, удобен ли он танцорам или нужно подкорректировать его. Сейчас же, после времени, проведенного с танцовщиками, мне стало проще оторваться от оркестра, от партитуры и принадлежать сцене, работать, так сказать, под артистов.
Для меня было открытием постоянно приходить в класс, видеть, как они занимаются, постигать искусство движения. Это очень красиво. Любопытно, что мы в музыке используем язык итальянский, а в балете вся терминология французская. Интересно за всем этим наблюдать, когда каждое, даже самое небольшое движение завораживает. Неслучайно оно обозначается каким-то красивым термином.
— Прониклись!
— Да!
— А ведь вы не первый раз дирижируете театральные спектакли!
— Я на службу в театр пришёл в 2022 году. А моим первым выходом был балет «Сказочная долина» Кирилла Герасимова. Это был оркестр филармонии, но всё равно — первый опыт в балете.
— А в театре?
— В самом театре первым спектаклем была опера «Морозко», первым балетом — «Сильфида». Потом была первая постановка оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а из классического репертуара у меня ничего не было. Получается что «Дон Жуан» — это мой дебют в сфере классической оперы.
— Насколько сложно дирижировать Моцарта?
— Некоторым кажется, что Моцарт — это всегда что-то лёгкое, непринужденное. На самом же деле, Моцарт — глубочайший композитор, не зря его музыка так гениальна. Она требует знания специфики исполнительского стиля эпохи классицизма, знания правильного построения фразировки и много другого.
Сама опера «Дон Жуан» очень насыщенна — и в плане сценического действия, дуэтов и ансамблевых номеров. Сложнейшие номера и для солистов-вокалистов и, в целом, для оркестра. Нужно всегда нужно работать над тем, чтобы быть в ансамбле, чувствовать друг друга.
— Расскажите, почему же вы решили стать дирижёром.
— Я ещё в школе пытался сочинять музыку и когда учеба подходила к концу, хотел учиться дальше сразу на двух факультетах — и как виолончелист, и по композиции. Но мой педагог по виолончели — это выдающийся человек, заслуженный деятель искусств Якутии Ольга Кошелева — сказала, что лучше сосредоточиться на специальности. С чем я сейчас целиком соглашусь. Это было на тот момент очень правильно. В 2012 году я поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и напрочь оставил свою идею писать музыку. Как оказалось, это колоссальный труд. Нужно перелопатить очень много материала…
— А нот всего семь!..
— Да-да)) И я подумал: ну ладно, буду заниматься на виолончели.
Я поступил к профессору Наталье Шаховской — выдающейся виолончелистке ХХ века. Я вообще благодарен судьбе за то, что она свела меня с такими выдающимися педагогами. И всё-таки уже на первом курсе консерватории понял, что солистом-виолончелистом быть не хочу. Но я увлекся камерной музыкой.
Камерному ансамблю я учился в классе народного артиста России, профессора Александра Бондурянского.
Также нам преподавали заслуженная артистка России, профессор Наталья Рубинштейн, кандидат искусствоведения, профессор Ирина Красотина, — словом, мы прошли очень хорошую камерную школу. По квартету я учился у Анны Янчишиной — она очень сильный квартетный педагог — и влюбился в квартетную музыку, а это один из сложнейших видов искусства — струнный квартет. Мне было интереснее музицировать с кем-то, чем играть самому.
— И тем не менее, четыре года вы отработали в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в качестве виолончелиста. Это же после консерватории?
— Да. С 2017 по 2021 годы. Чему я благодарю Феликса Павловича Коробова, у которого играл в камерном оркестре консерватории и который помог мне с работой после окончания учебы. В том-то и дело, что в театре я проникался театральным духом, и мне хотелось принять участие в постановках, привнести своё видение, и я наблюдал за всем этим со стороны. Как артист оркестра.
И ещё, когда я учился в консерватории, познакомился с замечательным дирижёром Игорем Берендеевым — он был ассистентом народного артиста России Владимира Понькина, его профессора в Государственной классической академии им. Маймонида. Мы с ним сыграли несколько программ и очень сдружились. И как раз, когда у меня накопилось желание дирижировать и как-то себя попробовать в этой сфере, жизнь меня снова свела с Игорем, и я у него спросил: «Можно прийти на урок и послушать?» Он согласился.
И практически в этот же период звонит Ольга Григорьевна Кошелева и спрашивает, не хочу ли я попробовать себя в дирижировании!
— Вот это да! Судьба?
— Да. Я так и подумал. Жизнь сама меня начала двигать в ту сторону. И я получил второе высшее образование — дирижёрское.
А дирижёрское искусство очень и очень сильно увлекает. Тебя просто всего забирает.
— А не скучаете по виолончели?
— Недавно на юбилее Ольги Григорьевны — 28 октября — я сыграл вместе с Государственным симфоническим оркестром «Symphonica ARTica» Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) имени Галины Кривошапко. И когда я готовился, я понял, что очень соскучился по инструменту.
Очень хочется создать струнный квартет в Якутске. И давать концерты — для души. Знакомить слушателей с квартетной музыкой Чайковского, Бетховена, Шостаковича.
Может быть, к весне это уже и произойдёт.
— Значит, вопрос о том, не жалеете ли вы о том, что вернулись в Якутск, неуместен?
— Я прожил в Москве 9 лет, и когда приехал обратно, прямо физически почувствовал, что я теперь дома. Как будто что-то держало внутри и в раз отпустило.
В плане насыщенности музыкальной жизни, скажу, что, конечно, в Москве она очень насыщена. У меня там очень много талантливых знакомых и друзей, и я рад, что мы не теряем с ними контакта. Вот недавно с концертом в Якутск приезжала солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки, лауреат многочисленных международных конкурсов, одна из наиболее ярких и востребованных молодых музыкантов России Анна Савкина — мы учились вместе и работали в театре.
Жизнь кипит. Но и у нас, поверьте, — я всегда этому удивлялся, — не стоит на месте. У нас ещё умудряются привозить интересных солистов и дирижёров. В Якутске прекрасная творческая жизнь, и можно придумывать какие-то замечательные проекты. Так что нет, не жалею. Здесь отличные музыканты, отличный оркестр, отличный театр.
— Как вы отдыхаете? Есть ли у вас семья?
— Да, моя жена Анастасия Ноговицына тоже музыкант, преподает в колледже теорию, сольфеджио. Весной, летом мы обычно выезжаем на природу, любим пешие прогулки. А зимой сидим дома: в минус 50 особо не нагуляешься.
— Со спортом дружите?
— Очень люблю настольный теннис, но сейчас как-то всё руки не доходят. Раньше увлекался футболом. В консерватории, кстати, многие ребята занимались футболом, там даже целая команда была. Видно, иногда необходимо выпустить пар.
— Хотели бы в театре какой-то конкретный спектакль дирижировать?
— Очень хочу! Моя мечта — оперы Чайковского — это один из моих любимых композиторов. Хотелось бы как-то прикоснуться к его творчеству. И что-нибудь взять из XX века. Например, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Из балетов мне очень нравится музыка Прокофьева в одноактном спектакле «Стальной скок».
И советский балет Рейнгольда Глиера «Красный мак» — там музыка очень красивая и сюжет интересный.
— Отлично! Удачи вам!
— Спасибо! Мне и правду очень повезло: мне посчастливилось дирижировать не только симфонической музыкой, но и театральными постановками. Далеко не у каждого молодого дирижёра есть такая возможность.
— Пусть так будет и дальше!
— Пусть!
Источник: SakhaLife