Пора понять, что самолет под названием СССР разбился и уже не подлежит восстановлению
Всегда интересно послушать мнение профессионалов, имеющих опыт работы по обсуждаемой теме. Сейчас самая актуальная проблема для нашего народа: как сохранить свою национальную самоидентификацию. Все понимаем, что культура, традиции, язык, мировоззрение и философия народа саха тесно связаны с селом и сельским хозяйством.
Я разговаривала на эту тему с человеком, который долгое время работал в реальном секторе экономики, на земле.
Итак, как сохранить село?
– В девяностые годы, с началом рыночных отношений в экономике, скажем, брак села и сельского хозяйства распался. Производственно-товарные отношения в сельском хозяйстве работают только в тех местах, где есть подходящие условия – постоянные луга, широкие пастбища, обширные долины и круглогодичная инфраструктура. Да, в таких местах идет технологическое развитие сельского хозяйства.
А в отдаленных, труднодоступных малонаселенных селах механизмы рыночной экономики не работают. Там, где нет транспортной доступности, невозможно создать рентабельное хозяйство, потому что нет рынка сбыта. Пока довезешь до райцентра, себестоимость продукции вырастает и становится неконкурентоспособным. Маленькие села вымирают. Это факт.
Как спасти село? Село и сельское хозяйство стали автономными субъектами. Министерство сельского хозяйства смотрит на село только через призму сельского хозяйства. В принципе, это логично следует из функции МСХ. А для того, чтобы село рассматривалось как колыбель народа саха, надо создать отдельное министерство СЕЛА. Нам не нужны министерства счастья, веры и надежды. Чтобы сохранить этнос саха, нужно создать министерство села, которое на государственном уровне занималось бы развитием села отдельно от вопросов сельского хозяйства. Министерство села должно заниматься проблемами села, в конкретном случае, сельчан: демографическая политика с государственной идеологией.
Во всем мире давно и прочно идет процесс естественной урбанизации, рано или поздно сельчане за благоустройством переезжают в города и райцентры. Также во всем мире идет узкая специализация сельского хозяйства. Кто-то выращивает только мясо (или КРС, или птицы, свиньи, рыбы и пр.), заготавливает только молоко, кто-то корма для живности, культурные злаки, овощи, фрукты и т.д. Раньше совхозы вели село комплексно: от заготовки кормов, МТС, мелиорации до надоя молока, выращивания живности на мясо до строительства и содержания социально-культурной составляющей села. Но самолет под названием СССР разбился, его нет. Сейчас село существует отдельно, сельское хозяйство отдельно.
Раньше село кормило город, а сейчас, наоборот, город кормит село. Сейчас северные улусы картофелем, свеклой и морковью снабжают пять пригородных хозяйств Якутска. Якутская птицефабрика снабжает яйцами все близлежащие районы. Потому что Якутск стоит на долине плюс климат, транспортная доступность, техника, технология, свет, газ, вода – все есть для нового технологического развития производства, заложен технологический уклад.
Сравнивать развитие сельского хозяйства с девяностыми и сегодняшними показателями агропромышленного комплекса вообще бессмысленно. Потому что это две абсолютно разные условия и реалии. Михаил Ефимович [Николаев] понимал это. Мы с ним много разговаривали на тему “Какой должна быть семья саха в ХХI веке”. Вспомните его проект “Три долины”.
В девяностые годы в улусах начали открывать гранильные заводы. Мой знакомый глава тоже купил 30 станков для улуса, потому что был молодым и наивным. Думал, сельчанин, чтобы обеспечить свою семью свежим мясом и молоком должен держать небольшое хозяйство, а в остальное время должен был гранить алмазы. Потом пришли к нему из ФСБ и развеяли его фантазии.
Это я к тому, что в селе не должно быть только одной отрасли. Заставить всех сельчан поголовно заниматься сельским хозяйством невозможно. Например, сейчас в некоторых селах половина жителей работает на вахте, а когда приезжают домой, занимаются своим частным, небольшим хозяйством. Это нормально.
Второй пример: в Горном районе семья держит хозяйство, в то же время создает IT-продукцию – мультипликационные фильмы. Создатель приложения “Айта” живет в Амге, дистанционно работает в “Норникеле”, в Красноярском крае. У него есть коровы, бычки, лошади. В идеале, люди должны жить в селе и заниматься любым делом по душе. И задача государственного органа в лице министерства села – помогать сельчанам найти свое занятие, источник основного дохода. А не пытаться всех заставить стать фермерами.
Идет технологическое развитие, все развивается стремительно. Скоро беспилотники будут доставлять товары вместо самолетов и пароходов. Допустим, житель Якутска заказывает кузнецу Баягантайского наслега якутский нож или жительница Малыкая изготавливает свечки из душистых трав. У меня скоро праздник, и я заказываю у нее несколько коробок. Принцип маркетплейса, которое нужно создать государству.
Жизнь в селе должна быть идеологией. До этого сколько ни вложись (10-20 млрд) в сельское хозяйство, поголовье КРС будет падать. Город никогда не будет колыбелью народа саха. Нет понятия гражданина мира. Это иллюзия. Есть только одна родина.
Итого, что нужно сделать пошагово для того, чтобы сохранить село?
1. Исполнительный орган власти должен разработать районирование – “светофор” для сельской местности. Какие улусы, города могут заниматься тем или иным видом сельского хозяйства, и какой объем они могут дать, куда будут сбывать продукцию.
“Зеленый”. Например, хозяйство “Берте” находится в 200 км от г. Якутска. В год производит товарную продукцию на 300 млн рублей. Работает 100 человек с достойной зарплатой, содержат 400 дойных коров, 1000 голов лошадей, имеют 800 га земель, свои пастбища, заливные луга… Живут нормально, в достатке.
Немюгинский хлебозавод кормит не только Якутск, но снабжает хлебобулочными изделиями весь илин энэр.
Минсельхоз должен поддерживать такие хозяйства: строить конебазы, хотоны, цехи переработки, должны быть технологическая поддержка, обеспечение и обучение кадров, дороги, свет, газ и так далее. Три долины – Туймаада, Эркээни, Энсиэли – это те самые благоприятные места, где можно развивать агропромышленные комплексы. Долина Аанньаах (Олекма) тоже может масштабно производить товарную продукцию, рынок сбыта есть.
2. “Желтый” – это райцентры, где есть производство, сбыт, полурыночные отношения.
3.“Красный” – это дальние и малочисленные села на самообеспечении, т.е. жители села держат живность не на продажу, а чисто для себя. Государство должно честно признаться, что субсидии на поголовье скота дается им для того, чтобы они обеспечивали свои семьи молоком и мясом. Создавать там с/х кооперативы бесполезно. Вот такими селами должно заниматься министерство села: ЖКХ, доходная часть муниципального бюджета, занятость населения и т.д.
Нужна идеология. Когда устанавливалась советская власть, была мощная идеология. Создавали “Ааҕар балаҕан”, хотон отделили от балаҕана, боролись с антисанитарией, показывали, как строить печи из кирпичей, теплосберегающие дома, призывали к светлому, прогрессивному. В сущности, произошла культурная революция. Такая же идеология нужна и сейчас, чтобы люди оставались жить и хотели жить в селах.
Сейчас есть программы “Земский доктор”, “Сельский учитель”. Но они не работают. Допустим, прибывает в село новый специалист. Получил свой миллион и рассчитывает получить 80 тыс. зарплаты. Но на деле зарплата в пределах МРОТ, цены на жилье и продукты намного выше, чем в городе. Разумеется, специалист долго не задерживается.
Когда-то у “Алмазы Анабара”, был такой опыт в виде эксперимента. Районное управление образования предоставило статистику по результатам ЕГЭ, какие предметы дети плохо сдают. Пригласили туда учителей-предметников с условием, что компания дополнительно оплачивает к зарплате еще 100 тыс. рублей. Два раза в год оплачивает проезд, и если через три года показатели ЕГЭ по этим предметам достигнут определенных баллов, компания оплачивает еще и солидную премию. И кто прибыл работать в Анабар? Талантливые учителя-предметники высшей категории! Через три года картина по сдаче ЕГЭ резко изменилась в лучшую сторону. Вот такие вопросы в том числе должно решать министерство села.
Без земли нет народа. Без села – нет саха.
***
Туйаара НУТЧИНА,
Aartyk.Ru
Источник: Аартык