Добро пожаловать на социальную сеть Этэрбэс! 

Пройди регистрацию и начинай общаться, делай посты, истории, создавай группы или вступай и обсуждай. Заказывайте машину, и вас увидят все машины в радиусе 10 км.

Семен Оконешников -- Золотой вы и первый наш Ленский

Пел в Румынии, Болгарии, Швейцарии, Франции, неоднократно в Монголии. И никогда не кичился тем, что выступал на лучших театральных площадках. Просто говорил: «Выезжали в такие страны»

Изображение

Золотому тенору Якутии, народному артисту России Семёну Оконешникову посвящается. В 2024 году ему исполнилось бы 80 лет со дня рождения.

21 ноября в Государственном театре оперы балета имени Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона пройдет уникальный показ спектакля «Евгений Онегин», где партия Ленского всегда принадлежала ему, Семёну Оконешникову, первому саха — признанному исполнителю всего тенорового репертуара театра. Неслучайно его голос прозвали «золотым» — равных ему не было. Это удивительно! Редкие люди обладают столь исключительным талантом.

Много чего интересного поведал о нем его земляк, друг и на тот момент — директор Театра оперы и балета Гаврил Гаврилович Местников. Начну, пожалуй, с самого красноречивого — одного эпизода из биографии двух выдающихся солистов Ивана Степанова и Семена Оконешникова.

Изумил федералов

1982 год. Очередная декада Дней Якутии в Москве. Своими талантами блещет в столице огромная якутская делегация. Заключительный концерт проходит в Государственном Центральном Концертном зале «Россия» на семь с лишним тысяч мест, где всегда выступали только признанные мастера культуры и артисты эстрады. При полном аншлаге в присутствии руководителей партии дан большой концерт. А в заключении — приём официальной делегации Якутии работниками Центрального Комитета, Министерства культуры СССР, на который собралась партийная и культурная элита страны, и во время которого были особо отмечены как выдающиеся солисты Якутии тенор Семён Оконешников, исполнивший партию Герцога из оперы «Риголетто», и бас Ивана Степанова, выдавший ко всеобщему восхищению партию Ивана Сусанина.

— А какие звания они имеют? — поинтересовались партийные бонзы. — Мы не поняли...
Наши смутились. Никаких званий у якутских артистов не было: они считались молодыми, только подающими надежды.

Тогда зав сектором культуры ЦК партии КПСС (заведующим тогда был Василий Филимонович Шауро) — это высшее руководящее звено в системе партийного руководства сферой отечественной культуры — сказал:

— Давайте срочно готовьте наградные на обоих артистов!

И пожурил: «Вы, якуты, оказывается, прижимистые на похвалу ребята. Тут такие голоса, а вы! Их обязательно надо отметить!»

И оба они сразу, минуя республику, стали заслуженными артистами РСФСР — Иван и Семён. А свои звания от Якутии они получили позже, уже после московских событий.

И в Башкирии наших артистов тоже очень хорошо встречали, и Семён Петрович с удовольствием об этом вспоминал.

Тогда, кстати, звания «народных артистов России» получили Анегина Ильина, Ая Яковлева, Матвей Лобанов. Никогда больше во все последующие годы по итогам крупных российских мероприятий такого не было. Никто федеральных званий не получал. Одного этого факта достаточно, чтобы понять, какого уровня был этот талантливый человек — Семён Оконешников.

Изображение

Первый Ленский — саха

Семен Оконешников стал первым из артистов саха, исполнившим партию Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Это произошло в 1976 году.
Нельзя сказать, что до Оконешникова эта опера на сцене якутского театра не шла. Постановки были, но партию Ленского все время исполняли приглашённые солисты из театров других городов- с ними заключали договора, приглашали на работу...
Было несколько попыток у местных артистов, но достойного впечатления на публику они не производили. Подступиться к Ленскому никому до Семена Оконешникова так и не удалось. Так что имя великого тенора и партия Ленского в этой опере на сцене якутского театра имеют особенную ценность.

Не тенорами едиными жив человек

Он радовался успехам своих коллег, друзей, зависть была ему несвойственна. Так искренне радовался, когда кто-то чего-то достиг, будто это его личная победа. И когда в театре появлялись молодые голоса, радовался, что растет достойная смена. Никогда не отказывал в помощи в разучивании партии, следил за успехами тенора Григория Петрова, много его консультировал, советовал. Они вообще дружили, помогали друг другу.

И, кстати, помогал не только людям своего регистра, всегда беседовал с молодыми, которые только готовятся выходить на сцену, и что-то им подсказывал.
Уже с возрастом он стал проявлять интерес к постановочной деятельности в качестве режиссёра. У него был свой интересный взгляд. А свою режиссёрскую работу он начал с произведений якутских композиторов, как истинно светский человек, который знал, наверное, больше всех, но его жизненная сельская школа навсегда осталась в его душе.

Изображение

Композиторы считали себя обласканными его талантом

В репертуаре Оконешникова были произведения классиков якутской музыки — Гранта Григоряна, Генриха Литинского. Он не только исполнял якутские песни, у него был просто широчайший репертуар. Почти все композиторы считали себя обласканным талантом Семена Петровича, когда он исполнял их произведения. Что Захар Степанов, что Алексей Созонов, что Полина Иванова, которая с удовольствием давала ему свои вещи, в основном, лирические — про любовь. Сейчас они составляют репертуар Николая Попова, но премьера всегда оставалась за Семеном Петровичем.

Энсиэли — долина Золотого тенора

В 1980-е годы Семён Оконешников пел в составе популярного вокального квартета «Энсиэли». Энсиэли — это долина, откуда родом Семён Петрович.
Эти ребята, три незаурядных участника, хотя каждый из них — легенда своей малой родины, решили свой квартет назвать в честь родины Золотого тенора — в знак огромного к нему уважения. Семен Дьяконов — с северов, Илья Ивлев — Сунтарский, баянист-виртуоз Сергей Попов — Мегино-Кангаласский, они взлетели в 80-х, покоряли публику еще и в 90-х, и у каждого был свой большой репертуар.

Изображение

Родные люди

С утра до вечера Семён был в театре, жена работала швеёй на фабрике «Сардана», так что оба сынишки приучались к самостоятельности с малых лет.
А вот голос, видно, самому Семену и сестрам, старшей Варваре и младшей Матрене, достался на генном уровне — от звонкоголосой матери-доярки и бабушки. Говорят, пел и отец — мастер кузнечного дела. Все они были очень простыми людьми. Матрёна работала в библиотеке, а Варвара стала матерью-героиней.

Квартира для тенора

Когда по заданию Михаила Ефимовича Николаева были построены здание хореографического училища и пристрой к общежитию из 19 квартир, где театр выступал заказчиком, проект распределения квартир представили самому Первому Президенту. И когда тот увидел в списках фамилию Семена Петровича, сказал: «Это очень правильно!»

Первый Президент театры любил, постоянно их посещал и отмечал для себя самых лучших.
И Семён Петрович получил пятикомнатную двухъярусную квартиру в этом доме.
Кстати, из тех девятнадцати квартиру получили Альбина Борисова, Айталина Адамова, художник Екатерина Шапошникова. Театр старался обеспечить лучшие кадры жильем поблизости от работы, чтобы они не мёрзли на улице, дожидаясь автобуса в сильные морозы. Конечно, был служебный автобус, который развозил артистов по домам, но когда они получили жилье рядом с театром, были очень счастливы.

Душа не позволяла убивать

Семен Петрович супругой были одними из самых заядлых грибников и ягодников, и еще он любил рыбачить. У него была машина «Нива», и они ездили вместе с женой.
А вот на охоту Оконешников никогда не ходил. Это был человек тонкой натуры, не мог убивать живых существ. Душа не позволяла ему сделать покуситься на создание природы. На своей «Ниве» он избороздил всю долину «Энсиэли» вдоль и поперёк, зная все ее потаённые тропы и отдыхая душой на природе.

Изображение

Мы такие видали дали

Семен Оконешников выступал в лучших концертных залах страны: Колонном, Октябрьском залах, в доме-музее А. Скрябина, Концертном зале имени Чайковского с оркестром русских народных инструментов имени Осипова, в Рахманиновском и Большом залах Московской консерватории, в Новосибирском театре оперы и балета. Участник Дней якутской литературы и искусства в Москве, Ульяновске, Санкт-Петербурге, Казани, в городах Сибири, Дальнего Востока.

Пел в Румынии, Болгарии, Швейцарии, Франции, неоднократно в Монголии. И никогда не кичился тем, что выступал на лучших театральных площадках. Просто говорил: «Выезжали в такие страны». И всегда подчеркивал, что всё это — успехи театра, а не его личные. Никогда не говорил: «Вот, меня приглашали...». Хотя когда театр выезжал за пределы республики, у руководства интересовались, будет ли Оконешников. Этот вопрос задавали всегда.

Всегда с иголочки

Александр Алексеев, директор Национального театра танца имени Сергея Зверева, вспоминает о Семене Петровиче:

— Семена кто не знает?! Большие республиканские мероприятия у нас всегда проходили вместе. Вместе мы ездили на гастроли в Москву, Ленинград, за рубеж, жили в гостиницах… Такой он был хороший человек, добрый, отзывчивый, приветливый, обаятельный, всегда с улыбкой и всегда спросит: «Ребята, ну как вы сегодня? Станцуете, как вчера?» И похвалит: «Вы танцевали здорово!».
А мы любили, как он поёт. Он жил в Сайсарах и пел про Сайсары. И мы, встречая его, непременно шутили: «Ну, как там Сайсары живут?». Он пел, будто Сайсары расцвечены огнями домов и фонарями улиц и будто это самое романтичное место на земле. Иной раз я в автобусе еду мимо Сайсар, вспоминаю, что где-то тут он жил, его такое улыбчивое лицо, ровные белые зубы. Он был небольшого роста, шустрый, крепкий… Куда мы только не ездили! Часто мы пересекались в аэропорту:
— Вы куда?
— На гастроли!
— И мы на гастроли!...
То в Читинскую область, то в Забайкалье, то в Монголию… И всюду он со своим любимым портпледом — чехлом для костюма. Он у него был удобный такой, с ручкой, кармашками. И костюмы у него всегда были отглажены, никогда не были помяты.
Это был уникальный человек, для нас — блестящий образец того, каким должен быть человек, народный артист с большой буквы. Он, представляя Якутию, высоко нес искусство нашей республики, прославлял якутскую музыку, якутские песни.

Из биографии

Он родился 29 августа 1944 году в Бетюнском наслеге Намского района. В 1963 году 19-летним юношей он поступил на работу в качестве артиста хора Гостелерадио ЯАССР. Голосистого, тянущего самые высокие ноты Семена Оконешникова приняли в хор с радостью.

Работая в хоре он поступил на учебу в вокальное отделение Якутского музыкального училища, которое окончил в 1965 году. Тогда артисты хора работали как в музыкально-драматическом театре имени П. Ойунского, так и на Гостелерадио.

В 1965-1968 годы служил в Забайкальском военном округе, где он был солистом Краснознаменного ансамбля песни и пляски.

С 1969 по 1975 год учился в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского у Людмилы Дроздовой, которая воспитала таких известных артистов, как народная артистка России Ая Яковлева, заслуженный артист Якутии Семен Дьяконов, народный артист РФ Семен Оконешников.
С 1975 года, после окончания Уральской государственной консерватории, работал солистом оперы Якутского музыкального театра, а с 1991 года — солистом театра оперы и балета и держал весь теноровый репертуар театра более чем в 20 оперных спектаклях западных, русских и якутских композиторов.

Среди наиболее известных ролей Семена Оконешникова — Ленский в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Князь в «Русалке» Даргомыжского, Жрец в «Волшебной флейте» Моцарта, Альфред в «Травиате» Верди и другие. За многочисленные гастроли по районам республики он был награжден знаком «Отличник культурного шефства над селом».

За заслуги

За заслуги в развитии музыкального искусства Семену Оконешникову присвоены почетные звания
заслуженного артиста РСФСР, народного артиста Российской Федерации, народного артиста, кавалера почетного знака Республики Саха (Якутия) «Гражданская доблесть», лауреата республиканского общественного конкурса «Имя культуры», почётного гражданина Намского улуса.


Источник: SakhaPress
Поделиться:
12:15
4
Нет комментариев. Ваш будет первым!


Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.