Добро пожаловать на социальную сеть Этэрбэс! 

Пройди регистрацию и начинай общаться, делай посты, истории, создавай группы или вступай и обсуждай. Заказывайте машину, и вас увидят все машины в радиусе 10 км.

По Найбе.

Якутское правительство продолжает продвигать проект строительства глубоководного морского порта в селе Найба, в Хараулахской бухте в Булунском районе.

Ранее правительство заключило с Газпромбанком соглашение о сотрудничестве по этому вопросу. И даже была озвучена стоимость — 264,4 млрд рублей. Сумма немалая. Правда, в официальном сообщении банка на эту тему было указано, что будут и федеральные средства. Но более подробной информации на эту тему не было.

Кроме того, проект строительства не был включен в План развития Северного морского пути до 2035 года, который утвердили в 2022 году. В нем есть разработка плана по созданию Кючусского кластера в Якутии и довольно много вещей, касающихся поселка Тикси. Найбы там нет.

Наверное, поэтому представители правительства республики на недавней встрече с директором Дирекции Северного морского пути Государственной корпорации «Росатом» Вячеславом Рукшей завели об этом речь. О том, что строительство порта в Найбе надо включить в план развития СМП. И, как указано в официальном сообщении по итогам встречи, Рукша «отметил важность создания круглогодичного глубоководного морского порта в Восточной части Северного морского пути на территории Якутии для обеспечения нужд Северного завоза и реализации промышленного потенциала Арктической зоны РС(Я)». Правда, не указано, где? В Найбе или еще где-то?

Заявляется, что со стороны Якутии будет осуществлена загрузка порта – и это будут углеводороды, другие природные ископаемые.

В то же время на прошедшем первом Дальневосточном форуме, который не так давно состоялся в Якутске, со стороны Якутии в адрес генерального директора ВНИГНИ (Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт) Павла Мельникова прозвучали конкретные вопросы – будут ли искать углеводороды близ Найбы? На что Павел Мельников ответил: «В Арктике на суше у нас либо Усть-Ленский заповедник, либо особо охраняемые природные территории. Они достаточно обширные. Все остальное пространство – в распределённом фонде. Это независимые недропользователи и компания «Сургутнефтегаз». Там практически негде работать». То есть – нет, не будут.

Хотя первый вице-премьер Якутии Джулустан Борисов задал вопрос, поясняя, почему так важно искать углеводороды – «Для нас важны эти работы, потому что для того, чтобы обосновать строительства порта в Найбе, нужно иметь грузовую базу».

Тоже самое можно сказать про работы другого основного федерального игрока в сфере геологии – «Росгеологии».

На этом же форуме выступил заместитель генерального директора АО «Росгелогия» Артур Узюнкоян и представил слайды, посвященные второму этапу федерального проекта «Геология. Возрождение легенды». Из этих слайдов ясно видно, что зоне тяготения Найбы геологических поисков углеводородов и твердых полезных ископаемых практически не планируется.

Но в целом геологи в Якутии работу ведут большую. Может быть, инициаторы проекта предполагают, что можно будет везти через морской порт Найба что-то добываемое в других местах. Но для этого же, как минимум, надо построить автомобильную дорогу. А лучше всего железную – иначе как обеспечить работу порта. Но кто все это будет делать и за чей счет?

Подытожим: республика продвигает проект строительства глубоководного морского порта в поселке Найба. Для этого заключает договор с банком, а значит, средства будут заемные. Хотя надежного обоснования в виде находок природных ископаемых в зоне тяготения нет и навряд ли будет. То есть телега впереди лошади. У нас есть идея построить порт, а как и для чего мы обоснуем позже. Более того, объект не включен в план развития СМП – есть только надежды сделать это.

Иными словами, строительство порта в Найбе – это снова сугубо региональная инициатива (как и случае с мостом через реку Лена). Что тут можно сказать? Если удастся убедить федеральное правительство взять на себя этот дорогостоящий проект (включая автодорогу от Усть-Куйги до Найбы, и железную дорогу к порту), то еще какой-то смысл в этом есть. В противном случае все это кажется весьма спорной затеей.

Фото: предоставлено автором публикации Источник: ТГК Маргариты Нифонтовой
Источник: SakhaLife
Поделиться:
13:40
27
Нет комментариев. Ваш будет первым!


Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.