«Привык людям верить»
Несколько лет назад 61-летний житель сибирского поселка Куйтун Иркутской области Игорь Перевалов стал известен на всю страну. Мужчина потерял работу, срочно потребовались деньги на лечение жены, и тогда он завел блог в соцсетях, чтобы в прямом эфире рассказывать о своем увлечении — резьбе по дереву. Очень быстро он стал блогером-миллионником. Администрация поселка поддержала популяризатора малой родины и предоставила ему в бессрочное пользование здания старой разрушенной школы — под жилье и ремесленные мастерские для обучения детей и взрослых. Но когда он при поддержке своих подписчиков отремонтировал заброшенные помещения и закупил оборудование — чиновники решили выгнать его на улицу. Подробности — в материале «Ленты.ру».
«Здоровьичка вам»
На кадрах видеоролика — щуплый пожилой жизнерадостный мужчина в очках и сине-белой клетчатой рубашке. «Привет, друзья, доброго здоровьичка вам, веду прямой эфир», — добродушно улыбается он, потирая свои седые густые усы.
Фото: из семейного архива Переваловых
Вокруг него — на шкафу и столе — расставлены вырезанные из дерева фигурки и посуда. На заднем плане — береза, практически полностью сплетенная из бисера, горшочки с цветами. Как живые, но, присмотревшись, понимаешь, что это тоже бисер. Все это — работы мастера резьбы по дереву Игоря Перевалова.
Практически во всех социальных сетях у 61-летнего блогера есть аккаунты. Количество подписчиков на разных платформах — от 1,5 тысячи в Telegram до 2 миллионов в TikTok.
До последнего времени контент там был очень душевный и мирный: как выбрать резачок для дерева, как подобрать бисер по цвету, чтобы ягоды клубники были как настоящие.
Попутно мастер выкладывал отчеты по ремонту своей будущей «Мастерской Перевала». Он собирался открыть там цех, чтобы учить всех желающих резьбе по дереву. Благодаря щедрым пожертвованиям подписчиков мастер уже приобрел необходимое оборудование — станки и ручные инструменты.
Но в одном из видео автор канала сообщил, что скоро останется на улице. Администрация Куйтунского района, которая два года назад поддержала семью Переваловых и передала им в бессрочное пользование заброшенное здание бывшей школы, изменила свое решение и теперь планирует выселить пожилого человека на улицу. Отделанные помещения также будут изъяты
Сучкоруб, вальщик леса, блогер
Девятитысячный рабочий поселок Куйтун находится в 350 километрах от Иркутска. Он не часто попадает в новостные сводки. Райцентр — достаточно депрессивный. Лесопилка, линия Транссибирской железнодорожной магистрали, бывший совхоз и бюджетные госучреждения — вот и все местные «градообразующие» предприятия. Как говорят местные — нормальной работы нет, молодежь стремится уехать. Большинство куйтунцев живут либо за счет собственного подсобного хозяйства, либо где-то калымят, то есть неофициально подрабатывают.
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Перевалов рассказывает, что за свою жизнь перепробовал множество различных профессий.
«Окончил восьмилетку, отучился на водителя в ПТУ, — азартно перечисляет он. — В 17 лет начал работать сучкорубом в леспромхозе, затем перешел в лесозаготовительную бригаду, стал вальщиком леса, шофером. Я имею квалификацию столяра и плотника шестого разряда, самую высокую. В общем, чего только не делал. А резьба по дереву — это мое хобби. С шести лет этим занимаюсь».
С распадом Советского Союза работы в поселке практически не было, госпредприятия развалились. Именно тогда Перевалов устроился в школу — учителем труда. Когда уходил, ученики умоляли продолжать занятия у него дома, не желая идти к другому трудовику.
«Мое последнее место работы — кружок по резьбе из дерева в Куйтунском доме творчества, — рассказывает Игорь. — Учил ребят, как инструмент в руках держать, что можно сделать из куска полена. Работал с удовольствием. Но сверху пришел приказ — без педагогического образования, хоть даже с талантом, нельзя работать».
Перевалов был готов пойти в педагогический колледж заочно, чтобы продолжить трудиться. Но ему сказали, что так нельзя — поступать нужно только в вуз на дневное.
Так в 59 лет Игорь Владимирович остался без работы. Пытался что-то найти, но приходилось перебиваться временными заработками.
Как раз в то время начала тяжело болеть его жена Катерина. Кости и суставы крутило так, что порой невозможно было двигаться. Диагностировали полиартрит, псориаз и другие сопутствующие патологии. Поставили третью группу инвалидности, выписали социальную пенсию. Большая часть уходила на лекарства
После очередного обострения ее надолго госпитализировали. И врач сказал, что ей нужно обязательно в санаторий. Для Перевалова это стало целью — найти средства на лечение и реабилитацию жены. Дети — их у Переваловых трое — помогали, как могли, но и они небогаты, у всех свои семьи, дети. Нужен был дополнительный заработок.
«Мне дочь старшая Алена тогда предложила завести блог в интернете, — вспоминает Перевалов. — «Папка, у тебя талант. Давай покажем всем, что ты делаешь. Может быть, удастся что-то заработать, чтобы ни у кого не просить»».
Оптимистичный, улыбчивый блогер-дед сразу пришелся по душе зрителям. «Волшебно», «У вас золотые руки», «Спасибо, что делаете такую красоту!» — такие комментарии оставляли они под его видео.
Фото: из семейного архива Переваловых
«Я деревом занимаюсь 57 лет, то есть практически всю жизнь, — делится воспоминаниями блогер. — Можно сказать, родился с деревяшкой и резачком. Лет в шесть первое изделие вырезал — самолетик. Мы жили с родителями на лесозаготовительном участке, в тайге. Автобусы туда не ходили, дорог не было, только конные тропы. Но летали «кукурузники», их называли АН-12, то есть на 12 пассажиров. Они часто над моим домом кружили».
Тогда Игорь стащил у отца плотницкий топорик и охотничий нож и вырезал себе такой самолетик.
«Отец сначала хотел наказать меня за то, что без спросу нож взял, а когда увидел, что я сделал, то пошел к местному кузнецу и заказал для меня два резачка. С тех пор я и занимаюсь этим делом. Никто этому меня в общем-то не учил. Потихоньку сам развивался. Портил дерево, но научился», — рассказывает он.
Фото: из семейного архива Переваловых
Никогда никаких чертежей будущих изделий мастер не делает. Просто смотрит на полено и видит, что это будет в итоге.
«И точно так же с бисером работаю. Начал заниматься им случайно. Мне жена Катюша показала в интернете сплетенное денежное дерево и попросила купить. Ну я взял и сам сделал. А потом залип на этот бисер. Сейчас у меня своя техника плетения, все сам придумываю, без всяких шаблонов. Увидел где-то на улице красивую картину, домой прихожу и копирую», — говорит Перевалов.
Знакомые и друзья его пристрастия не разделяли. Говорили, что он занимается ерундой. Поэтому когда у творчества появились виртуальные почитатели, Перевалов сначала удивился. А потом воспрял духом. Дочь говорит, что у отца будто крылья выросли. Благодаря блогу он получил не только возможность заработка, но и приобрел нечто большее — новых друзей, жизнь заиграла яркими красками.
«Если отец не появляется в эфире день-другой, люди волнуются, спрашивают в личке, что случилось, — рассказывает дочь Алена. Первое время она занималась блогом отца, но сейчас он справляется сам. — Я только ему помогаю, учу разным техническим вещам. Ему все это нравится, он сейчас все знает и умеет. С читателями общается звуковыми сообщениями. Я иногда могу на комментарии ответить, если он не видит».
Коллекции деревянных фигурок, которые мастер собирал на протяжении многих лет, были практически полностью раскуплены подписчиками. Он начал выполнять работы на заказ. Просьбы поступали самые разные — начиная от деревянных ложек, заканчивая семейным портретом, вырезанным из дерева по фотографии.
Вскоре Перевалов вместе с женой смог съездить в санаторий «Белокуриха» в Алтайском крае — заработанных с помощью блога денег хватило на целых две путевки. Когда вернулся — начал двигаться к другой мечте.
Квартирный вопрос
«У меня давно была задумка — передать свой опыт кому-то, научить других ремеслу. Я увидел, что людям на самом деле это нужно, — продолжает Игорь Владимирович. — В Доме творчества, когда я ушел, взяли преподавателя с дипломом педагога. Но ребята сейчас в основном теорию слушают, лекции конспектируют. А руками почти не работают. У меня постоянно спрашивали, можно ли прийти поучиться. Причем не только дети, но даже и пенсионеры. Но у меня условий не было».
Фото: из семейного архива Переваловых
Перевалов с женой жили в квартире, расположенной в двухэтажном деревянном бараке. В квартире не было водопровода, туалет находился на улице, отопление — печное. Вместо мастерской у Перевалова был небольшой предбанник площадью не более двух-трех квадратных метров.
«Дом уже несколько лет считается аварийным, — поясняет Алена. — Я выкупила там квартиру на средства материнского капитала в 2011 году. Нам все время обещали расселение, так как ремонту этот дом уже не подлежит — брусья в его основании практически сгнили. Однако оказалось, что у дома есть проблемы с документами. Он как бы не существует — не числится на балансе государственных организаций. И поэтому никто не собирается заниматься его расселением».
Когда о дедушке из далекого Куйтуна стали массово писать в центральной и региональной прессе и приглашать на эфиры федеральных телеканалов, глава района, очевидно, впечатлившись свалившейся на земляка популярностью, решил помочь ему решить жилищный вопрос.
«Я пришел тогда к мэру на прием с очередным обращением, — вспоминает Перевалов. — А он говорит: «Вот у нас тут здания бывшей школы, уже два года пустуют. Давайте мы их отдадим человеку, все равно бесхозные. Пусть обустраивает в одном мастерскую, чтобы детей учить, а в другом пусть живет». Я естественно, обрадовался — дали возможность мечту осуществить»
По словам Перевалова, он сразу же спросил, как это будет документально оформлено. Вдруг сделает ремонт, переедет, а его потом выгонят на улицу. Чтобы избежать этого, с мэром Алексеем Мари были заключены соглашения о бессрочном безвозмездном пользовании помещениями бывшей школы (161,8 и 231,8 квадратных метра). Также было устно оговорено, что позже Перевалов выкупит эти помещения. Честного слова, которое дал мэр, пожилому мастеру показалось вполне достаточно.
Дед-блогер стал приводить все в порядок. Прежде всего начал благоустраивать жилье: пробурил скважину и завел воду в дом, сделал теплый туалет и душевую, установил новые теплые двери. Закупил систему отопления для будущей мастерской. Потратил все свои сбережения и все доходы, которые приносил блог. Также помогали дети.
Параллельно подписчики объявили сбор на оборудование для будущего ремесленного цеха. Этих денег хватило на покупку восьми станков и разного ручного инструмента.
Дочь Алена, которая на тот момент жила в областном центре — в Иркутске, — вернулась домой, чтобы помогать родителям. Планы у семьи были грандиозные.
Фото: из семейного архива Переваловых
«Кроме ремесленных мастерских хотим создать музей. В нем будет выставка [сделанного из дерева] оружия и техники времен Великой Отечественной войны, которая у меня уже готова, я работал над ней несколько лет. А еще я сейчас делаю вторую коллекцию, посвященную войне в Афганистане, — рассказывает Игорь Перевалов. — Я хочу, чтобы дети знали, с чем воевали их деды и прадеды, чтобы они тоже помнили, а не только мы».
Новая власть
Все резко изменилось в конце 2022 года. Тогда мэра Куйтунского района Алексея Мари арестовали за контрабанду леса.
Поначалу новый мэр Алексей Непомнящих, который раньше работал заместителем главы, утверждал, что все договоренности остались в силе, и предложил Перевалову выкупить помещения за 310 тысяч — стоимость установила специальная комиссия из Иркутского регионального центра.
Но документы на выкуп так и не были подготовлены. Вместо этого администрация района попыталась выставить здания на торги, где главным претендентом выступал крупный региональный агрохолдинг. Правда, после скандала, который устроили подписчики блогера, агрофирма отказалась в этом участвовать.
И тогда районная администрация подала иск о расторжении договора с Переваловым в одностороннем порядке. Чиновники мотивировали это тем, что блогер практически захватил помещения, без спросу все там переделал и стал жить. Хотя официально здания считаются нежилыми.
Попутно пенсионера попытались обвинить в том, что он сам во всем виноват — якобы изначально администрация выделила ему неплохую сумму на ремонт, а он ничего не сделал и все пропил.
«Но у них с очернением не очень вышло, — говорит дочь Алена. — Все ведь есть на фотографиях. Да и вокруг все знают, что отец вообще не пьет. Папа просто у нас очень искренний, привык людям и власти верить, вот и пострадал из-за своей доверчивости. Если бы изначально он не ввязывался в эту историю с мечтой, за те деньги, что он вложил в обустройство школы, а это около миллиона рублей, можно было бы купить хороший дом в поселке»
По словам Алены, сейчас им практически некуда идти. Барак, в котором жили родители, два года стоял пустым после их переезда. За это время он окончательно пришел в упадок. Чтобы там жить, в ремонт нужно вложить значительные средства. Но, поскольку здание аварийное, делать это бессмысленно.
Все суды Перевалов проиграл. Апелляцию тоже. Приставы уже прислали бумагу — немедленно освободить помещения
«Отец, конечно, очень сдал, — рассказывает Алена. — У него начались сильные головные боли, уши заболели. Мать тоже вся на нервах, болеет. Надо обследоваться. Но в районной больнице мы этого сделать не можем — нет оборудования, даже терапевта нет, один фельдшер. Обычно люди в Иркутск едут или в соседние районы. Обследование дня три занимает со сдачей всех анализов. Но мы не можем никуда отлучиться. Потому что в любой момент могут прийти приставы выселять.
Алена рассказала, что недавно они получили уведомление о том, что отцу был начислен штраф в размере 5000 рублей, так как он добровольно не освобождает помещение. Кроме того, пришло извещение от энергетической компании о скором отключении электричества.
По словам Алены, до этого семья оплачивала электроэнергию по тарифам, предназначенным для обычных граждан, однако теперь им выставили счет, как если бы они были промышленным предприятием, — в пять раз больше. Согласно заявлению энергетической компании, у них накопился долг в размере 150 тысяч.
Алена считает, что администрация, действуя через приставов и энергосбыт, пытается быстро выселить их, чтобы избежать дальнейших судебных разбирательств. Сейчас юрист помог семье составить очередное заявление в Следственный комитет. К сожалению, куда бы они ни писали жалобы и обращения, все они спускаются в районную администрацию.
«Все ответы на жалобы наша администрация пишет как под копирку: «Мы разобрались, нарушений нет», — добавляет она. — И эти отписки приходят уже больше года. Они даже не меняют текст ответа. Мы не можем пробиться через их систему».
Сам блогер Перевалов пытается держаться. В очередном видеоприветствии на страничке «ВКонтакте» написал: несмотря ни на что, надо верить в добро. Говорит, что, если начнут насильно выселять, разобьет палатку. И оптимистично добавляет — зима прошла, прорвемся.
«Лента.ру» направила запрос мэру Куйтунского района с просьбой прокомментировать ситуацию. За подписью мэра района Алексея Непомнящего пришел ответ, что ничего противозаконного не происходит. В связи с нецелевым использованием Переваловым помещений, выделенных ему под мастерские, суд расторг договор безвозмездного пользования.
«Администрация муниципального образования Куйтунский район всегда поддерживает и всячески помогает со своей стороны творческим гражданам, но только в рамках действующего законодательства», — поясняет чиновник.