Добро пожаловать на социальную сеть Этэрбэс! 

Пройди регистрацию и начинай общаться, делай посты, истории, создавай группы или вступай и обсуждай. Заказывайте машину, и вас увидят все машины в радиусе 10 км.

0
1 год назад

Саха тыла Саха тыла

Основная информация

Саха омук төрүт үгэстэрин, сиэр-туом, сиэр-майгы туһунан кэпсэтиини төрүттүөҕүн! Кэскиллээх үтүө сиэрдээх-майгылаах, инники эрэллээх буоларбытын туһугар.

https://youtube.com/shorts/PC2oJFjB8uM?si=yM1jWgd3W_enGDnC
https://youtu.be/Sz20CONAt2I?si=zkmBQbGcjnpVMnYa

Внедрение в современную жизнь народных представлений, связанных с жилищем, и их популяризация имеют важное значение как для сохранения своей этнической культурной модели, так и для существования правильно выработанной политики по формированию современных требований к строительству традиционных архитектурных построек.

Для постройки жилья выбирается низкое место, защищенное от ветров. Помимо этого, якуты ищут «счастливое место». Поэтому среди могучих деревьев не селятся, так как они уже взяли всю силу земли. При выборе места для строительства жилищ якуты, по возможности, обращались к шаману.

Рассматривая жилище в исследовательском поле якутской традиции, можно утверждать, что дом в якутской культуре и сегодня остается символом не только материальных, но и духовных, нравственных ценностей, в котором сосредоточена культурно-историческая память народа.

Жилые постройки народов Сибири отличались разнообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены огромными масштабами территории расселения, многообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и различием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири.

Зима в Якутии длится 7-8 месяцев, а температура достигает -60°C, так что сахалар знают, что такое настоящий мороз! Они научились строить тёплые, уютные дома, за стенами которых не страшны никакие холода.

Якутский балаган, прежде всего, привлекает внимание тем, что бревна стоят почти вертикально, с небольшим наклоном к земле, что непривычно для жителей средней полосы России, часто видевших срубленные избы с горизонтальными «венцами». Стены балагана обмазывали глиной, смешанной с растительными компонентами, что помогало утеплить помещение. Традиционно балаган якутов имел нечётное количество маленьких окон, которые зимой прикрывались льдом, а летом — слюдой или другими полупрозрачными материалами.

Несмотря на внушительные габариты, балаган возводится довольно быстро. Сначала ставятся опорные столбы под названием «ба5ана». Их количество: 4, 8, 12 — зависит от размеров помещения. Посередине постройки устанавливаются самые крепкие столбы. Опоры связываются между собой каркасом из толстых стволов, и сверху конструкция покрывается настилом из тонких брёвен. Низкая крыша поверх бревенчатого настила устилается корой, дёрном и землёй. Полом в балагане служит утрамбованный песок. Вход в балаган всегда располагается на восточной стороне, окна прорубают в западной и южной стенах, а крышу ориентируют с севера на юг.

От входа у северо-восточной стены мы видим камелёк — очаг. Благодаря ему люди грелись и готовили пищу. Около него совершались разные праздничные обряды. Камелёк — это своеобразный центр, сердце балагана. Перед камельком мы видим бруски для сушки одежды.

Вдоль всех стен балагана идут нары (орон). Они делятся на почётные — для хозяев, и второстепенные — для остальных членов семьи. Ороны одновременно были и скамьями, и спальными местами. Их отгораживали занавесями. Наиболее почётным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодёжи, работников, справа, у очага, – для женщин.

В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты.

Под потолком были устроены полки для всякой всячины. На специальных крючьях развешивали оружие, орудия охоты, различные снасти. С северной стороны дома пристраивали хотон — загон для скота. Рядом с хотоном было подполье для хранения молока и сметаны.

В северо-западном углу отгораживалась комната девушки (хаппахчы). В балагане не очень светло — окна небольшие.

И так, еще раз остановимся в следующих особенностях балагана:

Он имеет нечетное количество окон (окна зимой прикрывались льдом, летом — рыбьим пузырем, слюдой).

Вход обязательно с востока (чтобы выходя из дома, люди видели солнце и получали жизненную энергию).

Пол в балагане был земляной или песчаный (он также служил источником тепла, ведь даже когда на улице температура ниже 50 градусов, температура земли или песка держится около минус 8-15 градусов по Цельсию).

Рядом с балаганом обычно пристраивается хлев для скота (хотон) и обязательно устанавливали сэргэ (столб, к которому можно было привязывать коней).

Стены балагана обязательно были наклонные. Это для того, чтобы сохранить тепло. В Якутии в году 90 ясных солнечных дней, в то время как в Москве, около 207. Наклонные стены балагана могли играть роль солнечных батарей. За счет наклонных стен форма балагана имеет форму полукруга. В таких зданиях идет циркуляция воздуха, держится одновременная температура.

Крышу покрывали кусочками коры лиственницы, укладывая ее как черепицу, а сверху посыпали землей, что служило дополнительным утеплителем.

Таким образом, балаган устроен так, чтобы максимально сохранить тепло, возвести постройку в более короткие сроки

ritazubov
Я буду не по теме, но вдруг кому-то пригодится
Отец рассказал, что к ним в Марху приехали чвк Вагнер. Там можно подписать контракт и узнать все про службу) 
1 год назад
показать 1 ответ

Былыргы ебугэлэр тылларын ейдебуллэрэ. 

Куйабыл диэн тыл ейдебулун ким билэр?)

Nyrbinezzzz
Сугуну, отону игн ылгыыр, аныгыта комбайн диэн устууканы — куйаабыл дииллэрэ быьылаа5а
1 год назад
Показать все комментарий

Өҥ, дьүһүн тылбааһа

Сахалыы саҥар

Маннык тайах былыргыттан баар буолар үһү. Абааһы миинньэр эбэтэр тайҕа иччитин минньэр миҥэтэ эбит. Манныкка түбэстэхтэринэ өлөрбөттөр, ыппаттар. Сэттээх сэлээннээх эбит.

Былыр биир киһи тыалыы сылдьан итинник тайахха түбэһэн чокуур сааннан ытан өлөрбүтэ этин киһи сиэбэтэ ыархан сыттаах үһү. Ону ол кыыл диэн астыы сатаан баран дьонугар тийбит, тайаҕын быраҕан. Онто ол өлөрбүт тайаҕа кэнниттэн батыһан кэлэн хаана айаҕынан тохто тохто тиэргэҥҥэ байааттаҥныы турбутун били киһи кыыһыран сүгэннэн эттээн суулларбыт. Дьэ ыаллар эрэйдээхтэр куттанан бөҕө сүрэхтэрин дуома туһахха иҥнибит куобах курдук мөхсүбүт. Ону чугас олорор ичээмсик эмээхсини аҕалбыттар түүн. Ол кэлэн түүнү быһа мэнэрийэн баран сарсыарда тохтоон көмүлүөк оһоххо буһуу арыы кута кута "һуу, дьэ аана суох алдьархайы, иинэ суох иэдээни оҥорбуккун"- диэн аҕаларыгар эппит. «Аллараа дойду адьыр ыарыытын төрдүттэн кэлбит күлүгэ суох Сүөдьээх миинньэр миҥэтин өлөрбүккүн, онтуҥ атастаһыгар миҥэ кынарыгар ытык ыччаккын ылаары кэлбиттэр»- диэн баран ол эмээхсин били киһини мөҕөр үһү " сүгүн бултаан, туулаан, туһахтаан аһаабаккаҕын анараа дойду булдун бултаан кэлбиккин, туруоҥ дуо Эбэҥ уҥуор турар кэрэх тииккэ араҥастаа, хаарыан оҕоҕуттан, көрдөр хараҕыҥ дьүккэтиттэн маттаҕыҥ ити сордоох, ол эрэ буолуо суоҕа имниин эстэр, имири сүтэр суолгун оҥостубуккун, арахпат аллараа дойду адьарайдара булбуттар "- диэн баран кутталыттан аһаабакка да өтөҕүн быспыт үһү. Ону били киһи били тайаҕын сүлэн тириитин илдьэн били тииккэ араҥастаабыт. Этин, онтун мантын олорор Эбэтигэр киллэрэн ууга куппутугар сай ортото ол Эбэ балыга, мундута атан өлөн тахсыбыт. Били ыаллар ынахтара сылгылара сыһыы хонуу аайы өлөннөр, хара суор хаан хаппыт, харах уутун иһэн,«холуп илип»- хооһурҕаабыт. Били маһы оту тардар уоллара барахсан утуйа сытан уһуутуу түһэн баран «аҕаа, ийээ»- диэт өлөн хаалбыт. Бу айылаах иэдээни тулуйбакка ийэлэрэ барахсан ойуурга тахсан сурахтыын сүппүт. Булчут аҕа төбөтүнэн ыалдьан кэрэх тиит төбөтүгэр тахсан хаһыытыы туран сүнньүн булгу түһэн ол кэрэх анныгар үөн көйүүр аһылыга буолбут. Ол хара айыыга алаастыын атарахсыйан, Эбэлиин эстэн, киһи сүөһү үктэммэт сирэ буолбут эбит. Дьон да биирдэ эбит бултуу сылдьан ол сири тумнан ааһаллар үһү, били кэрэх тииттэн хатан хаһыы дуорайан тииттэри үрдүнэн кими эрэ көрдүүрдүү иһиллэн ааһар диэн былыр дьон кэпсэтэрин истиллэр этэ. Онон итинник кыылга түбэстэххитинэ олох тыыппат, киниттэн төһө кыалларынан куота, тэйэ сатыахтааххыт эбит.

Ютюбка буллум, дьээрэ керуех



Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.